Иерархия потребностей бизнеса. Часть вторая
22 января 2024Прибыль
Когда дело касается денег, у большинства людей есть очень плохая привычка: тратить всё до копейки. Чем больше денег поступает, тем больше тратится. Это хорошо для экономики, но плохо для бизнеса и самого предпринимателя.
Для владельцев бизнеса эти расходы часто принимают форму реинвестирования прибыли обратно в бизнес. Больше денег означает больше возможностей для больших продаж. Но увеличение продаж не обязательно приводит к увеличению прибыли, особенно если затраты на доставку растут. При построении устойчивого бизнеса необходимо отдавать приоритет прибыли, а не реинвестированию.
Достичь состояния постоянной прибыльности можно изменив представление о прибыли. Предприниматели обычно думают, что прибыль означает получение денег за счет продаж. Но на самом деле прибыль — это деньги, которые можно вывести из бизнеса и потратить по своему усмотрению. Это может быть что угодно: от погашения потребительского кредита до покупки машины. Прибыль — это вознаграждение, получаемое предпринимателем за свой риск.
Прибыль заключается не только в зарабатывании денег. Речь идет о создании финансовой стабильности, имеющей решающее значение, если есть желание масштабировать бизнес, не обременяясь долгами. Это — финансовый буфер, помогающий пережить любые неожиданные изменения.
Чтобы создать постоянную прибыльность, нужно перестать воспринимать её как крохи, оставшиеся после удовлетворения всех других финансовых потребностей. Вместо этого нужно рассчитать разумный процент прибыли, который можно отложить. Этого должно быть достаточно, чтобы помочь погасить долг и создать резервы денежных средств для покрытия всех расходов на три месяца.
Может показаться правильным бросить все, что есть, на расширение бизнеса. Но это не сделает его прибыльным.
Порядок
Как любой человеческий организм, постоянно активно борющийся с раком (неконтролируемая клеточная активность внутри нас — это нормально), предприятия постоянно сталкиваются с проблемами, которые необходимо решать, чтобы компания могла продолжать эффективно работать.
Но если эти проблемы не замечать или игнорировать, они могут стать неуправляемыми, как раковые клетки, и нанести серьезный ущерб или убить бизнес.
Чтобы избежать терминальной стадии бизнес-проблемы, нужно удовлетворить следующую потребность в пирамиде — потребность в порядке. А чтобы добиться порядка, нужны бизнес-системы, поддерживающие автономность персонала. Важно, чтобы сотрудники идентифицировали и документировали свои рабочие процессы, а информация обо всем этом хранилась в доступном месте. Чем важнее функционал сотрудника, тем важнее наличие систем, связанных с его работой. Таким образом, если кто-то из сотрудников отсутствует, другой сотрудник может следить за его процессами и выполнять работу. Для владельца бизнеса это означает возможность регулярно отлучаться (в отпуск или по другим делам) и при этом не переживать за бизнес.
Влияние
Это — четвертый уровень пирамиды, представляющий собой трансформационный (преобразующий) опыт как для сотрудников, так и для клиентов.
Преобразующий эффект возникает, когда сотрудники мотивированы силой бизнес-миссии. В этом случае они превращаются в послов бренда, олицетворяющих ценности компании. Для достижения этой цели бизнес-миссия должна быть четкой и отражать истинную ценность, с которой могут себя ассоциировать сотрудники и клиенты. Речь идёт о нематериальной ценности бизнеса, его роли в жизни людей и общества.
Миссией может быть создание комфортных условий для отдыха горожан в зоне работы бизнеса. Или создание благотворительной сети из организаций-конкурентов, превращающихся в партнёров по доброму делу. Именно такая деятельность заставляет клиентов возвращаться: они чувствуют свою принадлежность к чему-то важному, человечному. Это делает их в послами бренда, то есть людьми, рассказывающими своим друзьям, знакомым и семье о замечательном продукте или услуге, которую они получили в замечательной компании.
Наследие
Это — пятый и самый верхний уровень иерархии потребностей бизнеса. Он возникает, когда бренд начинает жить собственной жизнью. Наследие гарантирует, что видение основателя бизнеса будет передаваться следующим поколениям собственников.
Речь идет о следе, который бизнес оставляет в обществе, этот уровень связан с предыдущим — влиянием. Этот уровень предполагает прогностическую работу и настройку систем, способных справиться с будущими изменениями. Если предприниматель планирует, чтобы бизнес пережил его как основателя, ему придется приспосабливаться к технологическим и социальным изменениям, происходящим с течением времени.